У нас дома есть микроскоп, но, хотя я и биолог, знакома с ним не понаслышке, много времени провела, разглядывая всевозможные препараты, дети еще ни разу с ним близко не общались. Кажется, что ничего сложного в этом нет, особых инструментов не нужно, а вот, поди ж ты, до сих пор не сподобилась познакомить своих детей с клеткой – основой всего живого. Ну ничего, сегодня я этот пробел в образовании своих старших чад заполнила, его результаты ниже.
Итак, нам понадобились:
- микроскоп - у меня неплохой, хотя и довольно потрепанный микроскоп с тремя объективами: восьмикратным, сорокакратным и девяностократным; последний из них не понадобится – смотреть бактерии мы не будем, да и иммерсионного масла у меня нет; воспользуемся двумя оставшимися;
- предметное и покровное стекла – у меня по одному того и другого, этого вполне достаточно;
- чистая вода – совсем немного нужно;
- йод – им я буду окрашивать препарат, так как специальных красителей у меня нет, но можно обойтись и вовсе без красителей;
- головка лука – можно взять совсем небольшую или даже подпорченную, требуется крохотный кусочек пленки;
- скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги, на худой конеч сгодится и кухонный;
- пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками;
- иглы – одна побольше (ей я добавляла воду к препарату), вторая поменьше (этой можно манипулировать под микроскопом);
- ребенок – ему все будем показывать, я взяла двоих.
Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку.
Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла.
Теперь пинцетом обрезаем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая необрезанная пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.
Теперь капаем на пленочку воду (капель 7) и накрываем покровным стеклом.
Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.
Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит препарат. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода. Получится примерно так.
Временный препарат готов. Помещаем его на предметный столик. Настраиваем освещение (я вращаю зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на препарат). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт (у меня он самый большой), добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.
Все готово, устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.
Мой второй ребенок категорически отказался сидеть, но очень хотел посмотреть. Потерял половину удовольствия.
Вот, что мы увидели. Это клетки лука с ядрами. Пришлось срочно объяснить детям, что такое ядро.
Теперь переводим на большее увеличение, меняя объектив.
Видим фрагменты клеток и их мембраны, мы рассмотрели ядра поближе.
Удачных экспериментов!
Автор статьи: Дарья Кузнецова
|