Актуально!

Каталог товаров

По возрасту и полу

Подарки и оформление

Новинки ассортимента

География доставки


В наши дни родители всё чаще обеспокоены тем, что их дети не читают. И это беспокойство можно понять. Ведь чтение – это сложный процесс, один из важнейших способов получения информации при самостоятельном изучении учебной литературы, книг, газет, журналов, других печатных и, что в наше время становится все более актуальным, электронных источников.

Мальчик с книгами Давайте попробуем разобраться, как помочь своему ребенку, что нужно сделать, чтобы чтение было не принудительным, а желанным занятием. Как заинтересовать, или, как говорят психологи, замотивировать так, чтобы, по словам одного моего знакомого родителя, «леденцы изо рта выпали»?

В первую очередь, нужно обратить внимание на то, а читаете ли вы сами? Интересно ли это вам самим? Часто ли ребенок видит вас с книжкой? Причем неважно, о печатном или электронном носителе идет речь. Многие психологи акцентируют внимание родителей на том, что ребенок делает не то, о чем ему говорят или чему учат, а то, что он видит в своей семье, подражая родительскому примеру. Словом, читайте сами и вскоре увидите своего малыша с книжкой.

Покупайте своему ребенку интересные книги с красочными иллюстрациями. Ведь очень длительное время мышление ребенка остается наглядно-образным (примерно с 3 до 8 лет). И в начале этого периода яркие, понятные, красивые картинки играют отнюдь не вспомогательную роль, а являются самой настоящей действительностью, которой еще не нужно словесное оформление. Чуть позднее, по мере развития мышления, слова сказки будут вызывать у ребенка задуманные автором ассоциации уже без помощи наглядной основы. Картинки же помогут более полному эмоциональному развитию и восприятию. Если вы любите книги, вспомните, какие эмоции возникают у вас, когда вы просматриваете горячо любимые в детстве иллюстрации…

Находите время, чтобы почитать увлекательную книгу своему малышу. Этим вы не только доставите несколько приятных минут себе и ребенку, но и расширите его кругозор и словарный запас. Вдобавок дети очень любят делать что-нибудь с родителями, и этот положительный эмоциональный настрой можно перенести на процесс чтения. А когда ребенок научится читать сам, можно применять нехитрый метод оборванного чтения, когда повествование прерывается на самом интересном месте, а насущные проблемы «мешают» взрослому удовлетворить детское любопытство. Единственным способом узнать, "чем же там дело кончилось", будет самостоятельное чтение.

Но вот все обстоятельства сложились в пользу чтения, а ребенок все-таки не берет книгу в руки. Что же может мешать ему погрузиться в этот увлекательнейший процесс?

Читаем с мамой Приведем немного теории, связанной с обучением чтению. Известный психолог Т.Г. Егоров выделил 4 последовательные ступени, через которые проходит процесс формирования навыка чтения:

1. Ступень овладения речезвуковыми обозначениями. Единицей зрительного восприятия является буква. Ребенок начинает понимать, что определенные звуки (группа звуков) обозначаются определенными буквами, он учится их воспринимать и различать.

2. Слого-аналитическая ступень овладения чтением. Единицей чтения является слог. На данном этапе ребенка учат соединять буквы в слоги. Темп чтения еще очень медленный.

3. Ступень становления целостных приемов восприятия. Ребенку доступно чтение целого слова и иногда группы слов. Знакомые слова прочитываются легко и быстро, малознакомые, длинные и сложные по составу слова – по слогам. Темп чтения, как вы понимаете, прерывистый.

4. Ступень синтетического чтения. Ребенок читает бегло целыми словами и группами слов, основное внимание направлено не на технику чтения, а на понимание текста. И здесь начинается самое интересное: погружение в книгу.

Следует отметить, что все эти ступени тесно связаны между собой, каждая последующая подготавливается предыдущей. И вот здесь уже таится опасность. Чрезмерно ранний переход детей от одной ступени к другой, более сложной, без практического овладения умениями и навыками предшествующей, может затормозить само чтение и существенно снизить его качество. Ребенок всегда самокритичен и будет стараться избегать того, что у него плохо получается или не получается вовсе, поэтому не гонитесь за беглым чтением, не торопите маленького чтеца, иначе он запротестует.

Примите также во внимание и тот факт, что, по мнению многих психологов, при обучении детей чтению необходимо учитывать сформированность тех структур головного мозга, которые отвечают за чтение (как правило, это происходит к 6-7 годам). Если чтение «не идет», возможно ребенок просто еще не созрел для читательской деятельности. Они также советуют не снижать мотивацию к чтению насильственными методами раннего принудительного обучения и не забывать о принципе индивидуального подхода. Имеется в виду, что если малыш не хочет читать, не заставляйте, а заинтересовывайте. Если ребенок ваших соседей, ровесник вашему, уже давно бегло читает, а ваш только-только начинает складывать слоги в слова, не расстраивайтесь и не торопитесь, подождите, вполне возможно еще не пришло время его читательских рекордов. Ведь главное не просто читать, а правильно читать.

Девочка с книгой А что значит правильно читать? От чего зависит правильность чтения? Она зависит с одной стороны от того, что в школе называют «техникой чтения», то есть от беглого чтения без ошибок, а с другой стороны от того, насколько верно был понят прочитанный текст. Ведь если прочитал и не понял, то в чём смысл чтения?

Вернемся к ступеням Т.Г. Егорова. Если ребенок с трудом читает по слогам (2-3 ступень), то можно ожидать, что он не совсем правильно поймёт, о чём читал, поскольку не может сложить прочитанные слоги в слова, значение которых ему знакомо. И это вполне допустимо на ранних этапах обучения чтению. Однако в последнее время в начальной школе очень часто приходится сталкиваться с детьми, которые бегло и безошибочно читают тексты (4 ступень), соответствующие возрасту, но не могут ответить на вопросы по содержанию, то есть не понимают, о чём только что прочитали. Это уже является нарушением чтения и носит название «механическое чтение» или семантическая дислексия. Но об этом - в другой статье.

Итак, читайте сами, читайте вместе с детьми, знакомьте их с хорошими книгами и красочными иллюстрациями. Не заставляйте своего ребенка соответствовать тем нормам, которые ему не по возрасту. Не поощряйте способы более легкой добычи информации: ограничивайте время сидения перед экраном телевизора или компьютера. И успехи вашего юного книголюба не заставят себя ждать.

Автор статьи: Юлия Зверева
Для интернет-магазина Ученый Кот


<< Вернуться назад

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Гостиная / Чтение с увлечением. Как?

Скидки и акции

Мастер-классы

Статьи и обзоры


Награды и благодарности

Что ваш ребенок больше всего любит?
Играть в игрушки
Читать/слушать книги
Заниматься творчеством
Гулять
Ходить на ушах
Телефон/планшет
Всего понемногу :)
Посмотреть результаты