Актуально!

Каталог товаров

По возрасту и полу

Подарки и оформление

Новинки ассортимента

География доставки


Дислексия

Вам надоели постоянные баталии с ребенком из-за чтения. Он не любит и не хочет читать. При чтении допускает нелепые ошибки и дает глупые ответы на вопросы к тексту. Что это, банальная лень или ребенку действительно нужна помощь?

Сегодня ребенок очень легко может научиться читать по кубикам Зайцева или Чаплыгина, но в последнее время в начальной школе очень часто приходится сталкиваться с детьми, которые бегло и безошибочно читают тексты, соответствующие возрасту, но не могут ответить на вопросы по содержанию, т.е. обнаруживают полное или частичное непонимание прочитанного. Такое нарушение носит название "механическое чтение" или семантическая дислексия.

Что такое дислексия?

Дислексия - это нарушение чтения, (иначе "словесная слепота"), которое в логопедии определяется как "стойкая избирательная неспособность к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения".

Не пугайтесь, это всего лишь термин, расшифровка которого такова: если ребенок никак не может научиться читать или постоянно допускает ошибки при чтении, родителям и педагогам стоит провести обследование слуха и зрения, умственных способностей и устной речи, и если все эти аспекты окажутся в норме, можно подозревать наличие дислексии.

Мальчик с дислексией

Какова распространенность данного нарушения?

В европейских странах дислексией страдают до 10% детей, в России цифра поменьше - 6%, причём у мальчиков она встречается значительно чаще, чем у девочек. Распространены нарушения чтения среди детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), задержкой психического развития (ЗПР) - в 50% случаев. Примечательно, что среди японских детей очень небольшое количество дислектиков, всего 0,98%, что обусловлено спецификой письменности японского языка.

Что является причиной возникновения дислексии?

Новейшие исследования в области нейрофизиологии с помощью магнитно-резонансной томографии позволяют сделать вывод о нейробиологических причинах возникновения дислексии. Здесь имеют место функциональные нарушения определенных зон головного мозга, которые могут возникнуть еще во время беременности, а также вследствие родовых травм, поражения мозговых структур в раннем детском возрасте (особенно до года).

Важную роль играет и наследственный фактор. Ребенку от родителей передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

В качестве фактора, влияющего на возникновение дислексии, выступает и билингвизм, иначе двуязычие, когда ребенку приходится говорить на двух языках. Языковые закономерности одного языка вступают в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка, вдобавок нарушения произношения, недостаточное понимание речи, а также психологический конфликт усугубляют проявление нарушения чтения.

В каком возрасте возможна диагностика дислексии?

Диагностика предрасположенности к этому нарушению с помощью специальных методик проводится при поступлении ребенка в школу, дислексию того или иного вида можно обнаружить уже в начальных классах по мере овладения навыком чтения. Однако родителям стоит насторожиться, если в раннем возрасте начинают проявляться речевые и моторные нарушения: позднее появление первых слов и фраз (после 2 лет), ребенок поздно сел или начал ходить - все это является достаточным основанием для вмешательства логопеда с целью профилактики и коррекции имеющихся нарушений.

Девочка с книгой

Как родители могут обнаружить нарушения чтения у своего ребенка?

Предложите ему для прочтения небольшой повествовательный текст, незнакомый по содержанию, а по окончании чтения попросите рассказать, о чем он только что прочитал. Если у ребенка дислексия, будут характерны следующие стойкие нарушения техники чтения:

  • длительная задержка на непродуктивном способе чтения, когда имеет место стойкая (в течение длительного времени) неспособность к слиянию слогов в слова и/или чтению целыми словами;
  • низкий темп и скорость чтения;
  • ошибки замен и перестановок (например, слово "чебурашка" читается как "черубашка");
  • ошибки угадывания (например, при переносе слова "ста-рик" ребёнок прочитывает слово "стакан").

Наряду с ошибками чтения, может быть и неадекватное понимание прочитанного текста, когда ребенок не сможет ответить на вопросы по содержанию текста, либо ответы будут ошибочны.

Обратим внимание на стойкость дефектов, т.к. на начальных этапах обучения чтению у детей встречаются единичные нарушения (их принято называть "ошибками роста"), однако они носят фрагментарный характер и свидетельствуют о том, что навык чтения еще окончательно не сформирован. Если же ошибки повторяются в течение длительного времени и не преодолеваются по мере развития данного навыка - их устранение требует длительного коррекционного вмешательства. Не стоит медлить с логопедической помощью, так как постепенно может сформироваться страх чтения, и на этой почве могут возникнуть невротические реакции.

Что делать, если внимательные родители заметили у своего ребенка те или иные симптомы дислексии?

Для решения вопроса о форме и степени тяжести нарушения необходимо провести углубленное логопедическое обследование у грамотного специалиста. На основании итогового логопедического заключения проводится длительная коррекционная работа. Легкие формы дислексии устраняются на логопедическом пункте (при школе или при поликлинике), тяжелые - в специальной школе V вида для детей с речевыми нарушениями.

С какими трудностями сталкивается ребенок с дислексией в процессе обучения?

У детей с дислексией имеют место нарушения пространственных представлений, координации. Они с трудом ориентируются на листе бумаги, в схеме собственного тела, в схеме тела сидящего напротив человека. Неприятности доставляют и трудности с восприятием информации, задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию, синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Занятие с логопедом

Какие виды дислексий выделяет современная логопедия?

Чтобы обеспокоенные родители могли лучше понять особенности речевых нарушений и тонкости коррекционной работы, приведем наиболее распространенную (автор Лалаева Р.И.) классификацию дислексий.

  • Семантическая дислексия - нарушение понимания прочитанного текста на фоне технически-правильного чтения.
  • Фонематическая дислексия обусловлена недоразвитием фонематической системы языка (фонема - звук). У ребенка не сформирован фонематический слух и не развито фонематическое восприятие.
  • Аграмматическая дислексия возникает как следствие фонематической. Ребенок не может усвоить грамматические формы языка, в особенности падежные окончания.
  • Мнестическая дислексия ("мнезис" - память) обусловлена нарушением речевой памяти. Проявляется в трудностях узнавания всех букв и их ничем не обусловленная замена при чтении.
  • Оптическая дислексия связана с оптическими нарушениями. Ребенок путает графически-сходные, т.е. похожие по написанию буквы, испытывает трудности в пространственном ориентировании, рисовании, конструировании.

Есть особая форма оптической дислексии у слепых детей - тактильная дислексия. Ребенок тактильно не ориентируется в азбуке Брайля.

От формы дислексии зависит направление коррекционной работы. Взаимодействие логопеда и родителей будет залогом успеха на пути преодоления как речевых нарушений, так и нарушений чтения.

Автор статьи: Юлия Зверева
Для интернет-магазина Ученый Кот


<< Вернуться назад

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Гостиная / Если ребенок плохо читает

Скидки и акции

Мастер-классы

Статьи и обзоры


Награды и благодарности

Что ваш ребенок больше всего любит?
Играть в игрушки
Читать/слушать книги
Заниматься творчеством
Гулять
Ходить на ушах
Телефон/планшет
Всего понемногу :)
Посмотреть результаты