Актуально!

Каталог товаров

По возрасту и полу

Подарки и оформление

Новинки ассортимента

География доставки

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Кухня

Мария Монтессори. Путь свободного развития.


Ребенок на занятии

Наверное, любая мама в определенный момент задумывается о том, чтобы начать со своим ребенком заниматься по одной из развивающих методик. Встает вопрос, какая же авторская методика лучше, и какую выбрать? Наверное, я не открою секрета, сказав, что лучшей методики не существует, в каждой из них один родитель найдет плюсы, другой минусы, ведь все зависит от того, чего хочет добиться мама, водя ребенка на развивающие занятия, и какого стиля воспитания она придерживается.

Методика Монтессори понравится, в первую очередь, тем родителям, которые видят в своем малыше буквально с самого рождения личность, уникальную, неповторимую, которые не сверяют его развитие с графиками, которые считают, что у него свой собственный путь развития. Тем родителям, которые считаются с проявлениями свободной воли малыша, пытаясь понять его, предоставляя ему выбор действий, ничего не навязывая и не заставляя.

Именно этот путь воспитания выбрала Мария Монтессори, создавая свою уникальную систему развития. Центральное место в ней занимают не пособия, не материалы, не воспитатель, а РЕБЕНОК – индивидуальность, личность, который в процессе воспитания не должен потерять свою природную свободу и независимость. Ещё одна главная цель – научить ребенка самодисциплине, научить его самому принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Всему этому способствует созданная Монтессори специальная развивающая среда (Монтессори-среда) и специальные дидактические материалы, называемые Монтессори-материалами.

Монтессори-среда и Монтессори-материалы

Монтессори-материалы Классическая Монтессори-среда включает в себя пять различных зон, в каждой из которых расположен свой дидактический Монтессори-материал. Особенность Монтессори-среды в том, что она позволяет ребенку заниматься совершенно самостоятельно, без помощи взрослого: материалы расположены на полках на уровне роста ребенка, а вместо тяжелых столов, стоящих в помещении только в одном, определенном месте, используются низкие легкие столики, которые дети сами при желании могут переставить туда, где им в данный момент комфортнее работать. Также существуют специальные коврики для работы на полу. Постелив такой коврик на пол, и работая на нем, ребенок создает свое личное пространство, в которое без разрешения никто не имеет права вторгнуться.

Дидактический материал имеет так называемый «автоматический контроль ошибок», что позволяет ребенку самому выявлять и устранять ошибки. Пример – башенка, которую собрать неправильно просто невозможно. Или же специальные метки на составных частях материала, сигнализирующие ребенку о том, правильно он выполнил задание или нет. О том, как пользоваться материалом, как им правильно играть и как выявлять ошибки, рассказывает родителям и ребенку Монтессори-педагог (это называется презентацией). Принцип работы в Монтессори-среде – самостоятельной выбор ребенком зоны, материала в ней и самостоятельная работа с материалом. Этот принцип позволяет ребенку проявить свои индивидуальные потребности, выбрать то, с чем он хочет и может работать в данный момент времени.

Как уже упоминалось, зон в классической Монтессори-среде пять. Они включают в себя:

Пять зон развития

  1. Зону практической жизни. Мария Монтессори считала очень важным обучить ребенка навыкам самообслуживания, так как это развивает его самостоятельность и уверенность в себе. В практической зоне находятся предметы быта, здесь ребенок сможет по-настоящему постирать белье и даже погладить его настоящим утюгом. Он может сервировать стол или нарезать пищу настоящим ножом. Пользование реальными предметами домашнего обихода позволяет осуществлять тот самый контроль над ошибками: только по-настоящему разбив чашку или разлив чай, ребенок наглядно видит свои ошибки и осознает их.
  2. Монтессори-материалы Зону сенсорного развития. Сенсорному развитию Мария Монтессори придает наибольшее значение. Большинство «золотых материалов Монтессори» как раз расположены в этой зоне. Здесь малыш развивает все свои органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Особый навык, который вырабатывается у детей в этой зоне – так называемое «стереогностическое чувство» - способность различать предметы по форме, фактуре, весу, без участия органов зрения, что может оказаться довольно важным в последующей жизни. В этой зоне находятся такие Монтессори-материалы как рамки со всевозможными видами застежек, начиная от пуговиц и заканчивая молнией, розовая башня, красные штанги, различные блоки цилиндров. Все эти материалы знакомят ребенка с понятием величины, учат сравнивать предметы (больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже и пр.)

  3. Математическую зону. В ней находятся такие материалы, как красно-синие штанги, золотые бусины, различные геометрические тела. Все эти материалы помогают малышу познакомиться с понятием количества, знакомят с основами счета и простейшими математическими операциями.
  4. Языковую зону. Здесь расположены материалы, способствующие развитию речи, письменные принадлежности (ручки, карандаши, кисточки). Для обучения основам письма используются штриховки и прописи. Для знакомства с буквами существует наборный алфавит, а также карточки с буквами с неровной поверхностью: шероховатые, рельефные, песчаные. Характерной особенностью развития ребенка в языковой зоне является появление так называемого спонтанного письма, а затем - спонтанного чтения, без какого-либо воздействия извне.
  5. Последняя зона может называться по-разному, но чаще всего её называют «космической». В этой зоне ребенок получает общие представления об окружающем мире, знакомится с основами биологии и географии, с культурой различных народов.
Особенность Монтессори-пособий в том, что они изготавливаются исключительно из натуральных материалов. В основном это дерево. В группе каждый из Монтессори-материалов находится в единственном экземпляре, такова особенность Монтессори-методики: благодаря этому дети учатся порядку, учатся считаться с другими.

«Помоги мне сделать это самому»

Монтессори-материалы Учитель по Марии Монтессори – это не учитель в общепринятом понятии этого слова. Монтессори-учитель не учит чему-либо по своей собственной инициативе, навязывая ребенку не нужные ему сейчас или не актуальные для него знания. Роль учителя в Монтессори-группе сведена к наблюдению за ребенком, однако это не пассивное наблюдение, как может показаться на первый взгляд.

Монтессори-учитель должен подмечать, в каких зонах работает ребенок, как ему дается работа с тем или иным материалом. Помогать ребенку нужно лишь в том случае, если он сам этого попросит, или же в случае, если работа с материалом слишком сложна для него. Монтессори-учитель никогда не критикует ребенка, он только находится возле него, поддерживает его в его индивидуальном и естественном развитии. Монтессори-учитель не ведет за собой, а сам следует за ребенком.

В системе Монтессори существует, на мой взгляд, очень правильная система поощрений и разрешения конфликтов. Поощряя ребенка, Монтессори-учитель не употребляет слов «молодец», «умница» или иных слов, характеризующих ребенка как личность.

Разрешение конфликтов

Учитель употребляет слова, характеризующие отношение к проделанной работе, например «у тебя хорошо получилось собрать эту башню», «как быстро ты застегнул пуговицы». Это делается не напрасно. Приобретая зависимость от похвалы, ребенок начинает выполнять работу не ради результата, а ради награды. Система поощрений Монтессори исключает возникновение такой зависимости.

Разрешая конфликт, Монтессори-учитель не взывает к совести, не заставляет ребенка проявлять альтруизм или уступать, ведь для малыша пока это все пустой звук и он, хоть и уступив, не поймет, почему это было сделано. Нет, Монтессори-учитель постарается показать ребенку, что его понимают и слышат, в то же время, объясняя, почему считает его действия неправильными.

При таком подходе малыш гораздо легче воспримет существование каких-то норм и границ. Наказаний здесь и вовсе нет, ведь ребенок в буквальном смысле слова учится на собственных ошибках.

В заключение...

Строить башню Итак, если вы хотите воспитать из своего ребенка самостоятельную, не зависящую от чьего-либо мнения личность, развивающуюся в соответствии со своими внутренними потребностями – группа развития по Марии Монтессори, несомненно, придется вам по душе. Здесь ваш ребенок сможет развить память, речь, все органы чувств, логическое мышление и моторику. Кроме того, он научится слушаться старших и помогать младшим, ведь Монтессори-группы разновозрастные.

Благодаря особенностям методики, малыш научится терпению, самодисциплине, научится считаться с другими. Развитие ребенка будет проходить в ненавязчивой игровой форме (так как Монтессори-материал это не только дидактический материал, но и интересные развивающие игрушки), не отбивая, а наоборот, прививая тягу к познанию и обучению. В конце концов, именно эта авторская методика закладывает в ребенка основы самодостаточности, позволяя ему жить в гармонии с самим собой.

Именно поэтому методика существует уже более ста лет, а число её приверженцев растет с каждым годом.

Автор статьи: Валентина Бакуменко
Для интернет-магазина Ученый Кот

Все статьи о методиках от Ученого Кота



<< Вернуться назад

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Кухня / Мария Монтессори. Путь свободного развития.

Скидки и акции

Мастер-классы

Статьи и обзоры


Награды и благодарности

Что ваш ребенок больше всего любит?
Играть в игрушки
Читать/слушать книги
Заниматься творчеством
Гулять
Ходить на ушах
Телефон/планшет
Всего понемногу :)
Посмотреть результаты