Актуально!

Каталог товаров

По возрасту и полу

Подарки и оформление

Новинки ассортимента

География доставки


Игры Никитиных

Наблюдение за собственными детьми, их жизнью, общение с ними сподвигло Бориса Никитина не только на создание собственной методики развития, но и на создание целого ряда уникальных развивающих игр, которые впоследствии получили признание и широкое распространение. В настоящее время они известны как Игры Никитина или Никитинские головоломки. А если головоломки - значит развивают у ребенка интеллект, внимание, память, логическое и наглядно-образное мышление.

Особенности игр Никитина

Было бы странно, если бы в созданные в дополнение к альтернативной методике развития игры можно было бы играть по общим правилам или без правил вовсе. У Никитинских игр есть ряд особенностей и принципов.

Из особенностей можно выделить следующие:

  1. Любая Никитинская игра заставляет ребенка решить определенную задачу (при помощи квадратов, кубиков (как в игре «Сложи узор») или фигурок, состоящих из кубиков («Кубики для всех»), деталей и пр.
  2. Задач, прилагаемых к каждой игре, множество, причем расположены они в порядке возрастания сложности (поэтому возрастной диапазон применения игр очень широк: некоторые задачи может решить полуторагодовалый ребенок, а над некоторыми будет ломать голову даже взрослый).
  3. Задачи преподносятся ребенку в различных формах: в виде плоского рисунка, или пространственного изображения (как в специальных альбомах с заданиями, прилагаемых к играм), либо в виде инструкции – устной или письменной. Делается это намеренно для того, чтобы ребенок усваивал различные пути передачи информации.
  4. Так как сложность в играх возрастает постепенно, у ребенка появляется возможность самостоятельного перемещения от задачи к задаче в соответствии с его потребностями, что позволяет развить его творческий потенциал.
  5. Основная часть игр Никитина позволяет родителям и даже детям придумывать свои, новые задания (опять же, развивает творческие способности).
  6. Многие из игр возможно сделать самим, что позволяет без особых затрат познакомить ребенка с игрой.
  7. Игры в большинстве направлены на распознавание, составление и достраивание неких образов или фигур.

Сложи узор Теперь о принципах:

  1. При первом знакомстве с игрой ребенку не объясняется её суть. Чаще всего он знакомится с игрой в процессе наблюдения за игрой старших детей или взрослых; совсем маленькие дети вовлекаются в игру при помощи сказки.
  2. Один из самых главных принципов: ни в коем случае нельзя подсказывать ребенку, объяснять ему способ решения задачи! У ребенка должна быть возможность думать самостоятельно! Если ребенок не может справиться с задачей, не нужно его принуждать её решить, лучше всего отложить игру на какое-то время либо вернуться к уже выполненным заданиям, которые не представляют для него труда.
  3. Ещё одно важное правило: Никитинские игры не должны лежать вместе с остальными игрушками, в которые обычно играют дети. Лучше всего положить такую игру на полку вне досягаемости ребенка, но в то же время так, чтобы он мог её видеть. Тогда игра будет для него чем-то необычным, особенным и привлекательным.

Самые распространенные из игр

Что же все-таки представляют из себя эти чудо-игры? Рассмотрим несколько самых распространенных.

«Сложи узор»

Наверное, многим мамам знакомы кубики Кооса, используемые психологами в школах. Никитинский «Сложи узор» является их адаптацией под детей более младшего возраста (дети могут выполнять задания уже с 1,5 лет). В игре 16 деревянных кубиков одинакового размера, каждая из граней которых окрашена в один из четырех цветов. Помимо граней, окрашенных в один цвет, есть грани, разделенные по диагонали двумя цветами.

Таким образом, становится возможным собрать из кубиков немыслимое количество разнообразных узоров. Собственно, в этом и заключаются задания: собрать узор по образцу. Также можно зарисовать собранный узор. В альбомах Никитина (пособиях, в которых содержатся образцы) к данной игре можно найти 155 заданий. Как и многие другие игры, игра «Сложи узор» дает ребенку простор для творчества. Он может сам составлять новые узоры или рисовать образцы, придумывая новые задания для друзей или членов семьи. Игра прекрасно развивает аналитические и комбинаторные способности.

Уникуб

«Уникуб»

Игра, самые сложные задания которой будут трудны даже для 15-летнего подростка. А самые легкие можно начинать выполнять с двух лет. Главное, чтобы ребенок уже знал и различал цвета, умел находить один и тот же цвет и был знаком с азами конструирования (умел сложить кубики друг на друга или выложить их рядом в одну линию).

В наборе 27 кубиков, грани которых окрашены в три разных цвета. Стороны всех кубиков окрашены таким образом, чтобы одинаковых кубиков практически не встречалось (именно этот момент делает задания в игре сложными).

Задания «Уникуба» сложны. На выполнение одного задания может уйти много времени и сил, поэтому Никитины рекомендуют выполнять задания понемногу, постепенно, чаще всего одно-два, максимум три. Иначе из-за чрезмерного умственного перенапряжения ребенок надолго потеряет интерес к игре.

Игра учит внимательности, развивает память, пространственное мышление. Альбом с инструкциями содержит 60 заданий, расположенных в порядке возрастания сложности.

Кубики для всех

«Кубики для всех»

Эти кубики даже не кубики в их классическом понимании. Игра содержит фигуры разного цвета и разной формы, которые можно объединить в большой куб. А можно из них собрать другие фигурки. Это если импровизировать. В заданиях же все выглядит практически так же, как в «Уникубе». Нужно собрать определенную модель. Задание выполняется по рисунку-образцу – воспринимать задание на слух и представлять в голове образ, который необходимо собрать (причем на протяжении всего выполнения задания удерживая его в памяти) слишком сложно.

Игра – прямо-таки тренажер памяти, логики и пространственного мышления. Выполнить задания гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поэтому внимательно следите за состоянием ребенка в процессе игры и прекращайте её, если видите, что ребенок не может справиться или устал.

«Дроби»

Очень познавательная игра для детей от 3 до 5 лет. Благодаря ей знакомство малыша с математическим понятием «дробь» и соотношением дробей произойдет задолго до школы. Также наглядно знакомит ребенка с понятием целого и части.

Игра состоит из 12 кругов разного цвета. Первый круг целый, остальные разделены на равные части: один на две, второй на три…. И так далее, до круга, поделенного на 12 частей. Все круги вложены в рамочки и лежат в коробке друг на друге. Для того, чтобы начать игру, нужно высыпать все части из коробки. Теперь перед ребенком можно поставить какую-нибудь задачу.

Дроби

Для начала, можно попросить его выложить в ряд части по величине: от самой большой к самой маленькой. Можно немного изменить задание и попросить выложить детали так же от большой к маленькой, но стопочкой, друг на друга…. Так постепенно мы подводим ребенка к осознанию того, что весь мир состоит из частей, каждая из которых больше или меньше другой.

В дальнейшем мы учим ребенка обозначать части математическими понятиями: одна вторая, одна пятая, одна двенадцатая…, сравнивать части и прочим операциям с дробями.

Эта игра как никакая другая доказывает утверждение Бориса Никитина о том, что детей можно (и это естественно) в раннем возрасте «безболезненно» научить тем вещам, которые по стандартным программам развития начинают изучаться на несколько лет позже.

Описанные выше игры – далеко не все из созданных Борисом и Еленой Никитиными. Все свои игры они подробно описали в своей книге «Интеллектуальные игры». Игры Никитиных сейчас известны не только в России, но и во всем мире. Развивающие интеллект и творческие способности, интересные и маленькому человеку, и взрослому – наверное, стоит приобрести для своего ребенка хотя бы одну.

Автор статьи: Валентина Бакуменко
Для интернет-магазина Ученый Кот


<< Вернуться назад

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Учебный класс / Обзор игр Никитиных

Скидки и акции

Мастер-классы

Статьи и обзоры


Награды и благодарности

Что ваш ребенок больше всего любит?
Играть в игрушки
Читать/слушать книги
Заниматься творчеством
Гулять
Ходить на ушах
Телефон/планшет
Всего понемногу :)
Посмотреть результаты