Актуально!

Каталог товаров

По возрасту и полу

Подарки и оформление

Новинки ассортимента

География доставки

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Кухня

Развивающая методика Никитиных


Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины. Семейная пара, перевернувшая представления о воспитании и развитии детей в русской педагогике 20 века. За 40 лет семейной жизни они воспитали семерых детей, попутно создав собственную методику развития и множество игр, которые оказались настолько удачными и полезными, что хотя бы одну из них можно найти в арсенале «развивалок» каждой современной семьи.

Как все начиналось

Супруги были практикующими педагогами. И в школах, и в садах, и …дома. Да, именно наблюдая за своими детьми, общаясь с ними в повседневной жизни, Никитины пришли к той самой знаменитой системе, без упоминания которой не обходится ни один разговор о развивающих методиках.

Правильность системы Никитиных подтверждалась на практике. Их дети очень быстро развивались: уже в три года читали и были знакомы с основами счета, к четырем могли разобрать чертеж, ещё в дошкольном возрасте им были доступны начальные уравнения. Школу они заканчивали годами раньше сверстников. При всем этом они отличались исключительным здоровьем и отличной физической подготовкой.

"Как им удавалось такого добиться?" – спросите вы. Давайте посмотрим на быт и организацию жизни этой удивительной семьи.

Взгляд изнутри

Занятия в спортивном уголке

В процессе наблюдения за детьми, супруги обнаружили одну интересную вещь. Дети развивались быстрее, если для них создавались такие условия, которые опережали бы развитие. На стенах в комнатах висели различные наглядные пособия: географические карты, таблица химических элементов (именно эта таблица по утверждению Бориса Никитина вызвала у одного из его сыновей такой интерес, что он впоследствии стал успешным химиком), детям очень рано давался самодельный алфавит.

В квартире был оборудован спортивный уголок для активных игр, и даже не просто уголок, а настоящий спорткомплекс (Никитины особое внимание уделяли физподготовке и закаливанию). Дети рано и беспрепятственно знакомились с различными хозяйственными инструментами, в том числе такими «опасными» как ножницы, игла, молоток, для ручного труда была сделана специальная мастерская… Всё это Никитины называли обогащенной обстановкой для детей, утверждая, что только в такой обстановке ребенок сможет проявить и максимально развить данный ему от природы потенциал.

С понятием обогащенной обстановки неразрывно связан такой термин как НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей (более подробно об этом написано в работе Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»). Никитины были уверены в том, что абсолютно каждый здоровый ребенок наделен от рождения огромными возможностями развития способностей буквально во всех видах деятельности.

Однако такая способность не остается с ним неизменной на протяжении всей жизни, а с возрастом постепенно угасает. Проще говоря, чем старше становится человек, тем трудней ему становится что-то познать, понять и тем больше времени на это требуется. Именно в этом заложен смысл создания обогащенной среды, которая опережала бы развитие ребенка. В последние годы гипотеза о НУВЭРСе была подтверждена экспериментально.

В понятие обогащенной обстановки входит не только создание универсальной развивающей среды, но и некая система принципов и убеждений, которая подробно изложена в книгах самого Бориса Никитина.

Супруги, поначалу сами того не осознавая, ставили в процессе воспитания детей единственную цель: не мешать ребенку развиваться, не давить на него, навязывая свое мнение, а наблюдать и, при необходимости, создавать дополнительные условия для оптимального развития того или иного умения в какой-либо области человеческого познания (в этом пункте методика Никитиных схожа с методикой Монтессори). Предоставление ребенку свободного пути развития особенно отчетливо наблюдалось в таких специфических особенностях системы как отсутствие уроков либо какого-то специального времени, выделенного для развивающих занятий.

Дети и запреты

То же самое касалось и физических упражнений. Дети могли заниматься, чем захотят, когда захотят и сколько захотят, чередуя развивающие занятия с занятиями в спортивном уголке. Малыши «ползункового» возраста могли перемещаться по квартире беспрепятственно, им разрешалось играть с любыми предметами и вещами (кроме двух категорий запретных вещей, о которых пойдет речь ниже). Запретов как таковых не было в принципе. Их отсутствие объяснялось убежденностью супругов в том, что беспрепятственное познание ребенком мира позволяет ему развиваться самостоятельно, тем самым вырабатывая активную жизненную позицию.

Какие же категории вещей относились к запретным? Первая включала чужие вещи (в буквальном понимании этого слова), а также личные вещи каждого из членов семьи. Вторая – ценные вещи, то есть те, которые дорого стоят и в то же время их легко сломать или испортить (к примеру, пишущая машинка). Но все же даже запретные вещи не прятались в недра шкафа или высоко на полку. Просто при первом же знакомстве с ними ребенку объяснялось, что трогать эти вещи нельзя (зато можно разглядывать вместе с мамой, папой или с кем-то из старших детей). Помня о своем правиле отсутствия запретов, родители старались отобрать в запретные категории только действительно необходимые вещи, поэтому их было немного.

Место родителей в системе Никитиных

Позиции родителей по отношению к детям в системе Никитиных уделялось особое внимание. С одной стороны, настоятельно рекомендовалось принимать искреннее участие в играх и жизни ребенка, заниматься совместной деятельностью, ведь, как известно, совместный труд очень сближает: появляются общие темы для разговора, да и радость после выполнения какого-то задания общая.

Дети и родители

Во-вторых, только на личном примере можно привить любовь и интерес к самому процессу труда и его результатам. С другой стороны, родители всячески должны поощрять творческую деятельность ребенка: если понятно, что ребенок сам может справиться с каким-то делом или заданием, помогать ему нельзя. Также нельзя навязывать ребенку свою точку зрения. Если ребенок ошибся, его не нужно порицать, а вот за хорошо выполненную задачу следует хвалить.

Надо сказать, Никитины вообще старались создать как можно больше условий для творчества. Творчество является одним из ключевых понятий их системы. Но почему так важно поощрять творческую активность? Никитины отвечали на этот вопрос так. Только человеку доступен такой вид деятельности как творчество. Для творческой деятельности нужны такие качества, как наблюдательность, способность к анализу, умение составлять и делать выводы, находить связи, комбинации, закономерности. Ведь в процессе творческой деятельности человек постоянно ищет новые пути решения какой-то проблемы или даже создает что-то новое. К тому же, сам процесс творчества (который не так уж легок) привлекает к себе людей, почему? Возможно потому, что только в этой деятельности человек может почувствовать себя первооткрывателем, первопроходцем, только в этой деятельности возможна радость преодоления и открытия.

Ещё один важный момент: человек творческий более приспособлен к жизни - благодаря особой гибкости ума, способности находить выход их непростых ситуаций, нестандартности мышления. Такому человеку легче сменить профессию, но и не только. Такому человеку более доступна радость от процесса работы, потому что он способен в любом деле увидеть «изюминку», увлечься и как следствие, ощутимо увеличить производительность труда.

Методика Никитиных интересная, спросит читатель, но где же подтверждение того, что она правильная, где гарантии того, что она не навредит моему ребенку? Никитины могли бы ответить: "Посмотрите на тех, на ком постоянно испытывалась и совершенствовалась методика – на наших детей". Все семеро добились значительных успехов в жизни и в науке. Наверное, знать, что этот успех – результат многолетнего кропотливого и осторожного труда – самая лучшая гарантия.

Автор статьи: Валентина Бакуменко
Для интернет-магазина Ученый Кот


<< Вернуться назад

Квартирка Ученого Кота. Статьи и обзоры. / Кухня / Развивающая методика Никитиных

Скидки и акции

Мастер-классы

Статьи и обзоры


Награды и благодарности

Что ваш ребенок больше всего любит?
Играть в игрушки
Читать/слушать книги
Заниматься творчеством
Гулять
Ходить на ушах
Телефон/планшет
Всего понемногу :)
Посмотреть результаты